Не все русские ходят кланяться к бронзовому солдату и не все эстонцы требуют его взорвать. В конце концов у нас ведь есть «Движение 8 мая», Социал-Демократическая Рабочая Партия и Сирье из «Бара» (известное когда-то реалити-шоу, в котором принимала участие бывший председатель СДРП Сирье Кингсепп, прим.авт.). Но Ночной Дозор состоит всё-таки из русскоязычных людей, и кровопролитием нам постоянно угрожают только лидеры общественного мнения с русскими фамилиями. Поскольку и моя фамилия недостаточно «эстонская», я обеспокоен этими заявлениями. Потому что если молчать и дальше, то скоро «русский» и «экстремист» станут синонимами.

Тынисмяэские русские – это мало изученная общественная группа, от которой мы не избавились за годы после восстановления независимости, и о которой правильно сказало в своём недавнем заявлении Общество Фронтовиков Эстонии: «Они с нескрываемой враждебностью и тайными намерениями ждут своего часа, и Эстония для них не более, чем место жительства». Сколько этих людей в действительности, я точно сказать не могу. Но правда в том, что мы сами увеличиваем их численность.

Годами уже Таллиннский департамент образования сражается с тем, что снова и снова некоторые педагоги водят русских школьников целыми классами 9 мая возлагать цветы к бронзовому монументу на Тынисмяги. Ученикам в Маарду читают исторические лекции, прославляющие советский оккупационный режим, Арнольд Мери и Уно Лахт. Городские власти Нарвы пытались даже уволить работника отдела образования, который попросил руководителей школ не выводить учеников на просоветский митинг 9 мая на Петровской площади. И что же мы тогда удивляемся, если 16-летний школьник объясняет появление герба СССР на своей футболке проснувшейся ностальгией?! Сами ведь создаём эти «добрые традиции» в школах Эстонии!

Какая именно родина?
Ещё один пёстрый пример. В одной русской школе столицы 23 февраля принято поздравлять всех мальчиков, потенциальных защитников родины, с днём Рабоче-Крестьянской Красной Армии. В годы, когда Эстония была оккупирована Советским Союзом, в этот день отмечали праздник Советской армии и военно-морского флота. В 2002 году Государственная Дума России снова определила эту дату праздничной, на сей раз в качестве дня защитника отечества.

В упомянутой школе Эстонской Республики решили, что если девушек поздравляют 8 марта, то у мальчиков тоже должен быть свой праздник. С точки зрения полового равноправия, это учебное заведение надо признать образцовым! Мне только остаётся непонятным, потенциальными защитниками какого именно отечества видят в будущем учеников этой школы? Особенно учитывая, что на дискотеке, которую также устроили 23 февраля, кодом одежды для мальчиков служил мундир Красной Армии и другая советская символика.

Красные флаги и штандарты царской России развевались на Тынисмяги каждый год. Им ходил поклоняться и бывший посол России в Эстонии. Против этого не протестовал никто из Тынисмяэских русских. Размахивание кулаками началось тогда, когда впервые туда прибыл человек с государственным флагом Эстонии. Это факт, отрицать который бессмысленно.

Поэтому я считаю неискренними утверждения Белобровцева о том, что перенос бронзового солдата повлечёт за собой конец интеграции. Автор со своим бывшим Центральным телевидением каждый день освещает события на Тынисмяги и отлично знает, какие силы стоят за всем этим. За спинами Тынисмяэских русских – официальная Россия, которая постоянно оскорбляет и угрожает Эстонии, и отправляет сюда молодых «нашистов» стоять в почётном карауле. Да, их инициативам придёт конец, если скульптуру перенесут. А интеграция, скорее всего, пойдёт успешнее, как только одним империалистическим памятником в центре Таллинна станет меньше.

И количество цветов на Тынисмяги, на которое указывает Белобровцев, является важным аргументом в пользу переноса монумента. Я не припомню, чтобы два или три года назад там было так много красных гвоздик, как сейчас. И действительно – свежие цветы там каждый день. Спрашиваю: откуда они появляются? Почему их изо дня в день одно и то же количество? Я бы не затрагивал этот вопрос, если бы однажды не увидел, как на Тынисмяги доставляет цветы курьерская фирма… Интересно, по чьему заказу? И не оставит ли Алёшу его тайный поклонник после того, как он перееден на улицу Filtri, где нет такой удачной политической рекламной площади?

Я желаю Алёше всего хорошего!


Евгений Криштафович - лредседатель правления молодёжного объединения «Открытая Республика»