Если пропагандистский фильм также использует для обоснования своих утверждений и аргументов действительные или вымышленные исторические события, то это не делает из него исторического документального фильма, пишет историк  Тоомас Хийо (Toomas Hiio) в газете Eesti Päevaleht.

В случае данного фильма, вообще не важно, убили ли во время немецкой оккупации в Эстонии 125 тысяч человек, как утверждают авторы фильма, или их всего было 125. Здесь нет разницы, поскольку установление исторической правды и ее документальное изображение не является целью данной картины.

Фильм, действительно, состоит из двух интервью, одно из них с советским героем Арнольдом Мери (Arnold Meri), а второе – с ветераном эстонского легиона СС Кальё Вести (Kaljo Vesti), кого в фильме почему-то называют Йоханнесом.


Из фильма следует, что, во-первых, присоединение к СССР было добровольным делом, которое поддержало большинство эстонцев, и в первый год советской власти в Эстонии наступило невиданное доселе благополучие.


Во-вторых, в фильме утверждается, что так называемая летняя война 41 года, на самом деле, была гражданской войной между эстонским народом, с одной стороны, и крайне правыми националистами, с другой. Ни слова нету, ни об арестах, ни о репрессиях, ни о диких зачистках, ни о чем- то другом подобном.

В третьих, во время немецкой оккупации в стране были совершены военные преступления , что, по мнению авторов, делалось по приказу и руками тех же самых эстонцев.

И в четвертых, в 2002 году начатая дискуссия по поводу «двух Эстоний» в фильме наполняется новым содержанием. А именно, первую Эстонию, по мннеию авторов, представляют те, кто поддерживает утверждение, что эстонцы в немецких мундирах боролись за независимость Эстонии.

Историк Тоомас Хийо приходит к заключению, что этот фильм – чистой воды антиэстонская пропаганда и таковым его и следует считать. Любой научно-исторических анализ бессмыслен, поскольку общего между историками и пропагандистами почти столько же, сколько между музами и артиллерией.

Напомним, что скандал по поводу фильма «Эстония - перекресток истории» разгорелся в связи с инициативой центристской партии предоставить гражданство за особые заслуги спонсору данного фильма Андрею Филатову.