Я понимаю, что снова ковыряюсь палкой в муравейнике, но, читая в Москве политические заявления относительно бронзового солдата не только российских деятелей, но и таджикских и казахских политиков, не могу не обратить внимания на одну деталь. А именно на то, что Россия сама точно не знает сколько, где, кто и вообще похоронен ли на Тынисмяги.

Согласно справке российского министерства обороны в эстонской столице захоронены 11 военнослужащих Красной армии, погибших при "освобождении Таллинна". При этом обращаю внимание на то, что в списке погибших за Таллинн нету ни одного рядового, а фигурируют одни офицеры.

Самое интересное в документе то, что там не указано, что они погребены именно на месте сегодняшнего нахождения бронзового солдата. Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что количество погибших 11, а по эстонским данным 14. Российские же политики говорят и в новостях упоминается 13 человек.

Эстонский историк Пеэтер Каасик (Peeter Kaasik) установил, что 14. апреля 1945 года на Тынисмяги перезахоронили 12 красноармейцев, чьи тела были изначально преданы земле в разных местах в центре Таллинна. Таким образом, мы знаем о судьбе погибших красноармейцев больше, чем сама Россия.

По моему мнению, было бы добрым жестом разъяснить России, мол, смотрите сколько мы сделали: узнали где и сколько похоронено солдат. И возможные раскопки как раз и служат цели узнать точную информацию, чтобы родственники погибших могли приносить цветы на могилы красноармейцев.

Когда 17 января в госдуме шли дебаты о возможности применения санкций против Эстонии, то писали о том, какие жесткие слова звучали из уст думских политиков. И совсем без внимания остались высказывания Владимира Жириновского.  После того, как председатель парламентского комитета по международным делам Константин Косачев упомянул о 13 похороненных, то Владимир Вольфович спросил, как же Россия может это доказать, если в официальной справке значится лишь 11 человек?

"На чём они ловят? Они, эстонские товарищи, говорят: мы могилы не трогаем, там нет могилы, потому что там не захоронены ваши советские солдаты. И весь наш шум выйдет в свисток паровозный", сказал Жириновский 17 января в госдуме.

Относительно возможных раскопок он добавил: "Нам ещё потом скажут, мол, мы помогли вам, русским, собрать ваших воинов, которых вы похоронили чёрт знает где. Скажут, что они нам помогли теперь. Понимаете, как они повернут всё? Перекопают весь Таллин, соберут останки наших воинов и похоронят в лучшем месте таллинского кладбища. А вы, скажут, ни черта не делаете шестьдесят один год.

Вот так они повернут всё в Таллине и в Совете Европы. Мы даже не знаем, где могилы одиннадцати наших солдат, хотя Министерство обороны подтверждает... Но не в том месте, где стоит памятник, — вот к этому они прицепятся. Скажут, что памятник будет там, где могила, и мы, эстонские власти, хотим соединить — где могила, туда и перенесём памятник, на базарную площадь, а отсюда уберём. И в правовом отношении нам будет трудно с ними бороться."  

Меня лично оскорбляет не то, что в центре Таллинна стоит бронзовый солдат, а то, что у нас до сих пор нету гордого монумента борцам за свободу Эстонии. Если мы не почитаем своих героев, того же адмирала Питку и его ребят, то как можем надеяться на объяснение своей истории другим?

Приводится в сокращенном и адаптированном виде.