В своем публичном обращении он указыват на то, что российские чиновники и политики считают Эстонию страной, в которой реабилитируется фашизм, пересматриваются результаты Второй мировой войны и разрушаются памятники. Поэтому, чтобы наказать Эстонию, многие российские политики считают необходимым прекращение всех контактов с эстонскими партиями (за исключением, Центристской), введение экономических санкций, рассмотрение вопросов в международных организациях и т.д


По словам Келама, все это вызвано принятым в парламенте законом о защите воинских захоронений, который Москва пытается произвольно толковать как враждебный акт, направленный против России. «Очевидно, в Кремле не пытаются понять, что в глобализирущемся мире невозможно вписать российско-эстонские отношения в контекст пакта Гитлера и Сталина. Любая российская акция рассматривается уже в  более широких рамках ЕС и НАТО, несмотря на то, что единая внешняя политика и политика безопасности ЕС находится еще в начальной стадии», поясняет Келам.

Он считает, что в последние годы Россия превратилась в несвободное государство, где политика определяется ксенофобией и расовой ненавистью и слепым желанием взять реванш за развал Совесткого Союза. «Необъяснимая агрессивность России показывает, что мы имеем дело с опасным и не вызывающим доверия государством, которое для достижения своих целей не гнушается даже от использования геббелевских пропагандистских приемов»

Келам уверен, что Эстония, которая такими усилиями и ценой человеческих жизней достигла самостоятельно того, чтобы стать членом в ЕС и НАТО, где уважают права человека и демократию без всяких условностей, не может сейчас оставаться безразличным к натиску российских оскорблений.

«Москву следует побеждать ее же собственным оружием. То есть, путем внесения всех спорных вопросов на международную арену, в повестку дня организаций, где, в отличие от России, Эстония является членом», добавил он.

«Демократический мир должен ответить шантажу России солидарностью и единым фронтом. У Эстонии есть право, а даже и обязанность требовать это от своих союзников и партнеров. В противном случае, действительно, можем оказаться в 1939 году» подчеркнул парламентарий.