"Наши" всегда сравнивали с Гитлерюгендом. Какая деталь, на ваш взгляд, объединяет эти два движения?

Все объединяет. Это и есть Путинюгенд. Один из федеральных комиссаров сообщил мне абсолютно спокойно и с блеском в глазах, что у них займет два дня, чтобы вывести на улицы 300 тысяч человек. Эта цифра заставляет задуматься, потому что в данном случае "Наши" не обманывают.

Но что-то ведь отличает эти два явления?

В Европе очень модно автоматически сравнивать все тоталитарные идеологии с нацистской Германией. Я бы провел другие параллели. Это все-таки сталинская Россия. В плане той же самой лексики: мы – дети Ленина, мы –дети Сталина; и как декларируют "Наши": мы –дети Путина – все это типично для советской культуры.

Если посмотреть на нацистскую пропаганду 30 годов, то тогда стоило бы и в ней найти какую-то долю здравомыслия. Поскольку, когда я читаю брошюру "Уроки дружбы", направленную на аудиторию читателей 15-19 лет, то она декларирует, что главная задача русской культуры – это ассимиляция всех других культур.


А что касается шумихи "Наши" о положении здешних русских как нацменьшиства, то из упомянутой брошюры вытекает, что каждый человек в Европе должен чувствовать русский менталитет и знать русский язык. Согласно их идеологии, победу можно одержать только тогда, когда половина Европы будет говорить на русском языке. У них в официальной программе значится незамедлительная ассимиляция всех нацменьшинств и обязательное изучение понимания русского менталитета.

Но там есть пара-тройка вещей, чего не было в прошлом. В СССР, по крайней мере, говорили, пусть о ложной, но дружбе народов... А сейчас нашисты говорят о том, что цветных, эстонцев и других сомнительных людей не надо убивать, поcкольку после этого некому будет выполнять черновую работу. Это их федеральная программа и официальное руководство. 

Есть ли  у "Наши" какие-то конкретные планы в отношении Эстонии?

Конечно. Следующая акция состоится, скажем, в годовщину, скажем, освобождения Эстонии, что отмечается ими в сентябре. В их планах организовать вахты комиссаров и, естественно, также позволить полиции себя увести, чтобы это получило отражение в медиа. Чего-то безумного, как случилось в апреле, не будет, поскольку кто же хочет быть побитым и оказаться в тюрьме.

К сожалению, это никак не поможет Эстонии. Проблема в том, что эстонцы начали забывать историю с Бронзовым солдатом. Многим русским же это хорошо запомнилось. В советское время эстонцы держались вместе, поскольку их положение было плохим. Сейчас устрашает возможность того, что русские начнут держаться отдельно, словно им как будто от чего то плохо, при этом не понимая, от чего же плохо.

Осознает ли российская молодежь то, что она делает?

Нет. "Наши" определяют себя как демократическое антифашистское молодежное движение. Что могло бы быть у молодых россиян в 2007 году общего с фашизмом? Абсолютно ничего. Это просто стереотип, который работает. У всех были деды и все учили историю о том, как были разбиты немцы. Для нашистов больше и не надо никаких аргументов, если это касается антифашистского движения.

Я убежден, что большинство молодых людей не осознает, что делает. Дело в том, что их просто выдрессировывают.  Из них получается достаточно лояльная компания, которая при необходимости достигнет на улицах 300 тысяч.